Почему некоторые картины стоят так дорого?
За работы Ротко или Матисса просят миллионы. Сколько бы попросили за Мону Лизу сложно даже представить.
Если 4 важные фактора, которые важно принимать во внимание при оценке современных изделий высокого искусства цифровой эры:
Красота: с древних времён мы украшаем стены наших домов прекрасными рисунками и предметами. Так мы напоминаем себе о важных событиях человечества. Это происходит вне зависимости от развития культуры или экономики в конкретной стране.
Статус / дефицит: когда золота было мало, им особенно любили украшать помещения с целью демонстрации принадлежности к высокому статусу. Особое значение могла иметь религиозный артефакт или предмет исторической ценности.
Фактор влияния печатной прессы: Примерно 500 лет назад произведения искусства имели, как правило, только локальное признание. Благодаря двум великим событиям в католической культуре – массовым университетам и книгопечатанию, идеи начали распространяться поистине глобально. Дюрер продал тысячи копий своих восьми самых знаменитых работ. Пожалуй, именно его гравюры можно назвать одним из первых известных произведений искусства. А как насчёт Моны Лизы? Всё просто: её успех обеспечили первые цветные газеты спустя много лет после создания.
По причине распространения копий начали появляется сложные вопросы, например, нужен ли вообще оригинал в подобных условиях? Или как продолжать удовлетворять запросы людей, которые хотят продолжать соответствовать высокому статусу?
Первая и лучшая версия: оригинальная масляная живопись действительно отличается от распечатанного плаката, который можно купить на рынке. Люди будут стоять полдня в очереди лишь бы увидеть известную картину. Они будут терять сознание в её присутствии и делать миллионы селфи лишь бы доказать сопричастность к её непосредственному созерцанию.
Музеи ведь и существуют для того чтобы показать нам достижения культуры в оригинальном состоянии и форме.
Я часами просиживал в художественном институте чтобы понять мировоззрение Рене Магритта. Я рос рядом с художественной галереей Олбрайт-Нокс в Буффало вместе с Дебофетом, О'Кофом и Стиллсом. С уверенностью могу заявить, что Марисоль – мой старый добрый друг. Они стоят поездки даже с другого края земли.
Раньше музеи запрещали делать фотографии своих экспонатов. Сколько времени прошло пока они поняли бессмысленность этой затеи. Делая снимок, человек не отнимает от стоимости картины, а наоборот, делает её дороже. Конечно, щёлканье затворов и вспышки фотоаппаратов раздражают, но я сейчас о другом.
Итак, примерный оборот рынка шедевров живописи составляет примерно 50 миллиардов в год. Их покупают не только учреждения, но и просто богатые люди. Согласитесь, ни с чем не сравнимое ощущение обедать в зале, где на стене висит подписанная картина Джилла Гринберга.
Сегодня качество печати вышла на принципиально новый уровень. Я уже писал, что копии могут в чём-то даже превосходить оригинальную работу.
Миллионы художников стремятся получить доступ к самым дорогим мировым аукционам, создавая немыслимые по замыслу картины, но мало кто достигают этой цели. Точно так же есть бесчисленные коллектционеры, покупающие чьи-то рисунки в надежде, что в ближайшее время они станут мировой классикой. Увы, в большинстве случаев этого не происходит.
Никакая система не подходит для такой странной отрасли как искусство. Десятки тысяч картин в популярных музеях пыляться в хранилищах и не выставляются на всеобщее обозрение по причине невостребованности. Богачи покупают древние работы мастеров не для вдохновения, а лишь в качетсве очередной перспективной инвестиции.
Великим художникам (я сейчас не про известность) современности крайне сложно сражаться с этим монстром. Рынок не помогает.
С особой печалью упомяну цифровых людей, которые по собственной воле отказываются от традиций искусства с целью спекуляции с NFTs. Напомню им кое-что:
Люди покупают акции компаний чтобы получить прибыль. Большинству инвесторов абсолютно неважно как именно выглядит бумажка.
Друзья, культура это принципиально иная категория. Принимая в учёт статус, молю, не забывайте о красоте. Я не уверен, что главная задача современного человека это оцифровать всё, до чего он может дотянуться.
Celebrity Art (priceless/worthless)