Произведения искусства: бесценные или никчемные?

28.03.2021

Почему некоторые картины стоят так дорого?

За работы Ротко или Матисса просят миллионы. Сколько бы попросили за Мону Лизу сложно даже представить.

Если 4 важные фактора, которые важно принимать во внимание при оценке современных изделий высокого искусства цифровой эры:

Красота: с древних времён мы украшаем стены наших домов прекрасными рисунками и предметами. Так мы напоминаем себе о важных событиях человечества. Это происходит вне зависимости от развития культуры или экономики в конкретной стране.

Статус / дефицит: когда золота было мало, им особенно любили украшать помещения с целью демонстрации принадлежности к высокому статусу. Особое значение могла иметь религиозный артефакт или предмет исторической ценности.

Фактор влияния печатной прессы: Примерно 500 лет назад произведения искусства имели, как правило, только локальное признание. Благодаря двум великим событиям в католической культуре – массовым университетам и книгопечатанию, идеи начали распространяться поистине глобально. Дюрер продал тысячи копий своих восьми самых знаменитых работ. Пожалуй, именно его гравюры можно назвать одним из первых известных произведений искусства. А как насчёт Моны Лизы? Всё просто: её успех обеспечили первые цветные газеты спустя много лет после создания.

По причине распространения копий начали появляется сложные вопросы, например, нужен ли вообще оригинал в подобных условиях? Или как продолжать удовлетворять запросы людей, которые хотят продолжать соответствовать высокому статусу?

Первая и лучшая версия: оригинальная масляная живопись действительно отличается от распечатанного плаката, который можно купить на рынке. Люди будут стоять полдня в очереди лишь бы увидеть известную картину. Они будут терять сознание в её присутствии и делать миллионы селфи лишь бы доказать сопричастность к её непосредственному созерцанию.

Музеи ведь и существуют для того чтобы показать нам достижения культуры в оригинальном состоянии и форме.

Я часами просиживал в художественном институте чтобы понять мировоззрение Рене Магритта. Я рос рядом с художественной галереей Олбрайт-Нокс в Буффало вместе с Дебофетом, О'Кофом и Стиллсом. С уверенностью могу заявить, что Марисоль – мой старый добрый друг. Они стоят поездки даже с другого края земли.

Раньше музеи запрещали делать фотографии своих экспонатов. Сколько времени прошло пока они поняли бессмысленность этой затеи. Делая снимок, человек не отнимает от стоимости картины, а наоборот, делает её дороже. Конечно, щёлканье затворов и вспышки фотоаппаратов раздражают, но я сейчас о другом.

Итак, примерный оборот рынка шедевров живописи составляет примерно 50 миллиардов в год. Их покупают не только учреждения, но и просто богатые люди. Согласитесь, ни с чем не сравнимое ощущение обедать в зале, где на стене висит подписанная картина Джилла Гринберга.

Сегодня качество печати вышла на принципиально новый уровень. Я уже писал, что копии могут в чём-то даже превосходить оригинальную работу.

Миллионы художников стремятся получить доступ к самым дорогим мировым аукционам, создавая немыслимые по замыслу картины, но мало кто достигают этой цели. Точно так же есть бесчисленные коллектционеры, покупающие чьи-то рисунки в надежде, что в ближайшее время они станут мировой классикой. Увы, в большинстве случаев этого не происходит.

Никакая система не подходит для такой странной отрасли как искусство. Десятки тысяч картин в популярных музеях пыляться в хранилищах и не выставляются на всеобщее обозрение по причине невостребованности. Богачи покупают древние работы мастеров не для вдохновения, а лишь в качетсве очередной перспективной инвестиции.

Великим художникам (я сейчас не про известность) современности крайне сложно сражаться с этим монстром. Рынок не помогает.

С особой печалью упомяну цифровых людей, которые по собственной воле отказываются от традиций искусства с целью спекуляции с NFTs. Напомню им кое-что:

  • цифровые токены не красивы;
  • цифровые токены не заставят людей затаить дыхание от удивления;
  • никому не интересен набор цифр на жёстком диске твоего компьютера.

Люди покупают акции компаний чтобы получить прибыль. Большинству инвесторов абсолютно неважно как именно выглядит бумажка.

Друзья, культура это принципиально иная категория. Принимая в учёт статус, молю, не забывайте о красоте. Я не уверен, что главная задача современного человека это оцифровать всё, до чего он может дотянуться.



Оригинал публикации:
Celebrity Art (priceless/worthless)