Круги, сети и уровень доверия

05.02.2021

В сети Интернет явно существуют проблемы с доверием. Проиллюстрируем ситуацию с помощью популярной группы Grateful Dead.

После выбора имиджа колдунов они превратились в нечто большее, чем просто музыкальную группу. Это был религиозный культ на колёсах. Были люди, которые бросили свою работу чтобы следовать за ними, живя в автобусах... они посещали 30-40 концертов в год. Обменивались билетами, оказывали услуги, строили взаимоотношения, виделись чаще, чем с друзьями и семьёй.

Затем, в 1987 году, песня “Touch of Gray” заняла первое место в национальном хит-параде топ-40. Это привлекло на концерты огромную (и разную) публику. Только близость и доверие между первичным сообществом фанатов исчезли.

Глен Вейл убедительно доказал, что Интернет был основан тремя племенами, настолько разными, насколько это возможно. За первоначальными сетями ARPA (а затем и DARPA) стояли военные, обеспечившие необходимое финансирование. Профессора университетов по всему миру были среди первых пользователей. А группа хиппи в Сан-Франциско стала создателем одной из первых онлайн-культур.

Каждая из этих групп само по себе была сообществом с высоким уровнем доверия. Неудивительно, что от дальнейших пользователей ожидалось наличие подобной внутренней культуры. Вот почему создавая инструменты Интернета, никто не подумал о дополнительной безопасности. Вместо этого внимание было сосредоточено на создании множества способов обмениваться файлами, искать, просматривать и общаться. А вот возможностей участвовать в сложных вещах, которые связаны с идентичностью и доверием, явно не хватает.

Люди находились в племенных отношениях задолго до того, как началась письменная история. Слово “племя” и его близкий аналог “колено” встречается в Библии более 300 раз. Но Интернет – это далеко не сообщество или племя. Это просто технология, которая усиливает некоторые голоса и некоторые идеи. Если мы не знаем, кто эти люди, и люди ли это вообще, общий уровень доверия снижается.

Когда сайт становится популярным, он часто вводит принцип регистрации, создавая некоторые препятствия для анонимного общения. Полученная прибыль приводит к большему усложнению и деанонимизации.

Такой подход хорош для бизнеса в краткосрочной перспективе, но нарушает экосистему в целом.

Двадцать лет назад я писал, что если клиент зайдёт в отделение банка в маске (притворимся, что сейчас никакой пандемии нет), вряд ли сотрудник примет у него деньши на депозит.

В какой-то мере межно сказать, что сейчас мы страдаем от той самой открытости и простоты подключения, на которой был построен Интернет. Собрание ругающих друг друга людей – это не сообщество. Без идентичности, общего набора идеалов, целей и последствий люди не испытывают желания проявлять себя как можно лучше.

Итак, пока не будет корреляции между популярным, прибыльным и полезным, расплачиваться придётся нам всем.



Оригинал публикации:
Circles, networks and the trust layer