Принимая внешнее

08.03.2019

Мир лучше потому, что индустриализм сделал его лучше.

Мир хуже потому, что индустриализм сделал его хуже.

Когда фабрика делает то, что люди хотят, они покупают это. Когда конкурент улучшает процесс или продукт, он получает долю рынка. Когда третий конкурент становится более эффективным и снижает цену, продажи увеличиваются существенно.

И поэтому у нас есть безопасная, чистая, дешёвая еда, которая может нас поддержать. У нас есть антибиотики, которые могут спасти жизнь. У нас есть транспортные системы, которые всего сто лет назад казались фантастикой.

Механизм индустриализма связан с быстро меняющимся рыночным циклом, удовлетворением потребностей, желаний и получением прибыли.

Однако та же самая система изолирована от причиненного ею ущерба. Когда фабрика производит продукт, но загрязняет реку. Фабрика не платит за загрязнение, пока сообщество не потребует. Когда маркетолог соблазняет людей краткосрочными удовольствиями, которые вызывают долговременные проблемы со здоровьем, маркетолог не платит за это, покупатель делает. И когда производитель оружия производит всё более смертоносное оружие, платит цену только тот, кто наступил на мину, а не тот, кто его сделал или купил.

Система проста для описания, но потребуются реальные усилия для её достижения: сообщество обязано внедрить системы, которые встраивают внешний контроль и издержки в систему ведения бизнеса промышленника. Столкнувшись со штрафным стимулом за несчастные случаи, болезни и загрязнения, промышленник будет делать то, что всегда стремится сделать, - заставлять фабрику работать немного лучше, немного быстрее, немного выгоднее.

Индустриализм не может решить все проблемы, но он может пойти очень далеко в решении проблем, которые создал сам.

Когда мы сталкиваемся с долгосрочной хронической проблемой, мы должны сразу искать долгосрочный позитивный цикл, который поможет нам преодолеть эту проблему.

Внешние эффекты не появляются извне, мы не должны относиться терпимо к факторам, порождающим их.



Оригинал публикации:
Embracing externalities